Истоки экономической науки следует
искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Дальнего Востока
- колыбели мировой цивилизации. Первые попытки теоретически осмыслить
экономическое устройство общества были сделаны в сочинениях Ксенофонта (430-335
г.г. до н.э.), Платона (428-348 г.г. до н.э.) и в меньшей степени в учении
Аристотеля (384-322 г.г. до н.э.).
Ксенофонт - представитель богатой афинской аристократии - в своем
трактате "Домострой" восхвалял достоинства земледелия и осуждал занятие
ремеслами и торговлей. В историю экономических учений он вошел как ученый,
который впервые дал анализ разделению труда, а говоря о ценности товара,
рассматривал ценность как в смысле потребительской стоимости, так и в смысле
меновой стоимости.
Натурально-хозяйственная концепция была характерна и для экономических
взглядов Платона. В своем проекте о государственном устройстве он отвел
государству функцию разрешения противоречия между многообразием потребностей
людей и однообразием их способностей. По мнению Платона, частную собственность
могли иметь лишь лица, не способные к политической деятельности, т.е.
представители третьего сословия: земледельцы, ремесленники и торговцы.
Философы, управляющие обществом, и стражи не должны иметь никакой собственности.
Затрагивая вопросы товарного производства, Платон подошел к пониманию того, что
в процессе обмена имеет место приведение к "соразмерности и
единообразию" несоразмерных и разнообразных товаров.
Аристотель большой вклад в развитие экономической науки внес своим
анализом форм стоимости, двойственности товара и развития форм торговли.
Интересны его рассуждения о путях приобретения богатства и удовлетворения
потребностей.
Экономическая мысль эпохи феодализма охватывает широкий круг проблем, начиная
с обоснования законности владения феодальной землей, вечности деления общества
на классы и кончая усилением внимания к проблемам товарно-денежных отношений.
При этом, как правило, поддерживая развитие товарно-денежных отношений, кроме
ростовщических, идеологи того времени стремились сохранить феодальный строй.
Политическая экономия как самостоятельная наука возникла значительно
позже - в период зарождения капитали-стического строя, формирования
национального рынка. Она выражала интересы буржуазии как восходящего в ту пору
класса. Тогда же и появился и сам термин "политическая экономия",
родившийся в результате сочетания трех древнегреческих слов:
"политейя" - общественное устройство, "ойкос" - дом,
хозяйство и "номос" - закон.
Поскольку капиталистические отношения начали складываться прежде всего в
сфере торговли, то первое, раннее течение экономической мысли в XV - XVII в.в.
- меркантилизм (от итальянского "мерканте" - торговец, купец)-
заключалось в познании закономерностей торговли. Согласно этой теории богатство
общества выражается в накоплении денег, особенно золота и серебра, в результате
торговли. Из всех видов деятельности приоритет отдавался труду, занятому в
торговле, прежде всего международной, поскольку он способствовал накоплению
богатства. Меркантилизм не являлся еще экономической наукой. Его основные
положения - результат не теоретического анализа, а простого описания
наблюдаемых явлений и отчасти их классификация.
По мере проникновения капитала в сферу производства изменялись и взгляды
идеологов буржуазии. Родоначальником классической буржуазной политической
экономии является Уильям Петти (1623-1687 г.г.). Его экономические воззрения
формировались в условиях быстрого роста капиталистических отношений в Англии.
Его перу принадлежит целый ряд работ: "Трактат о налогах и сборах",
"Слово мудрым", "Политическая арифметика", "Разное о
деньгах". Как и многие другие исследователи экономических процессов, У.
Петти не был "чистым" экономистом. Он был моряком, врачом, и в своем
исследовании развивал идею активного торгового баланса. "Богатство каждой
страны, - утверждал У. Петти, - заключается главным образом в той доле, которую
она имеет во внешней торговле,... а производство таких товаров и ведение такой
торговли, которое способствует накоплению в стране золота, серебра, драгоценных
камней и т.п. являются более выгодными, чем другие виды производства и
торговли". ("Экономические и статистические работы". М., 1940,
с. 156, 165). Отдавая дань меркантилизму, он заложил основы трудовой теории
стоимости. Известную формулу Петти "труд - отец и активнейший принцип
богатства, земля - его мать" можно считать одним из вариантов его учения
об источнике стоимости.
Представителями классической буржуазной политической экономии во Франции
в XVIII в. были Ф. Кенэ (1694-1774) и А.Тюрго (1727-1781). Они перенесли вопрос
о происхождении общественного богатства из сферы обращения в сферу
производства. При этом ограничивали последнюю только сельским хозяйством,
считая, что богатство создается лишь в этой отрасли. Поэтому это направление в
развитии экономической мысли получило название школы физиократов (термин
образован от греческих слов "природа" и "власть").
Выдающийся английский экономист Адам Смит (1723-1790) вошел в историю
как "Пророк свободной конкуренции". Величайшей его заслугой можно
считать то, что в мире экономики он разглядел открытый Ньютоном в физическом
подлунном мире естественный саморегулирующийся порядок. Основная идея в учении
А. Смита - идея либерализма, минимального вмешательства государства в
экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся
в зависимости от спроса и предложения. Главное произведение его жизни
"Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776) оказало
громадное влияние на последующий век. Экономическая жизнь, по Смиту, подчинена
объективным закономерностям, которые не зависят от воли и сознательных
устремлений людей. Исходный пункт всего его исследования образует проблема
разделения труда, которое связывает в единое общество
"эгоистов-индивидов".
После исследования этой проблемы он переходит к изложению происхождения
и употребления денег. Значительный вклад Смит внес в теорию стоимости, в учение
о доходах, о производительном и непроизводительном труде, о капитале и
воспроизводстве, об экономической политике государства.
Самым крупным экономистом эпохи промышленного переворота в Англии был Д.
Рикардо (1772-1823). Он сформулировал серию экономических законов, которые
вошли в сокровищницу политической экономии. Центральное место в учении Д.
Рикардо занимают теории стоимости и денег, заработной платы и прибыли,
земельной ренты, учение о капитале и воспроизводстве. П. Самуэльсон в своем
учебнике по экономике оценивает Д. Рикардо как ключевую фигуру 19 века: "Он
был одним из счастливчиков. Ученые классического, неоклассического и
посткейнсианского направлений - все ведут свою родословную из его окружения. То
же самое можно сказать и о марксистах-социалистах".
Подводя итоги классической школе, необходимо отметить, что основным
объектом исследования здесь выступает производство как таковое, независимо от
его отраслевых особенностей, а также распределение благ. Ее выдающиеся
представители выдвинули и обосновали систему понятий и категорий,
представляющих собой научное отражение многих экономических процессов.
Когда капиталистическое общество достигло достаточно высокой степени
экономической зрелости и выявились его внутренние противоречия, когда на арену
истории вышел рабочий класс, научное древо экономики раздвоилось. Одно
направление через неоклассическую экономику и кейнсианство пришло к современной
посткейсианской магистральной экономике. Другое направление вышло из
"Капитала" Маркса.
В противовес буржуазной политической экономии возникла пролетарская экономия,
основы которой заложили идеологи рабочего класса - К. Маркс и Ф. Энгельс. Они
осуществили переворот в экономической науке, создали учение о прибавочной
стоимости, вскрывшее природу капиталистической эксплуатации. Был сделан глубоко
научный анализ капиталистического строя, приведший авторов к выводу о его
исторической ограниченности и закономерной смене социалистическим строем. В
последующих лекциях марксистская теория будет рассматриваться более подробно
как звено в современной магистральной экономической теории.
|