Предложение — это количество товаров или услуг, предложенное
для реализации на рынки, или которое в данное время и в данном месте могут
получить люди, желающие их купить. На объем предложения влияет множество
факторов, но одним из главных является цена.
Факторы: цена и не ценовые факторы
Не ценовые факторы:
а) изменение цен на факторы производства (при их росте
график сдвигается влево). Так, при прочих равных условиях ( в первую очередь
при сохранении цен на выпускаемую продукцию и неизменности технологий
производства) удорожание сырья и топливно-энергетических ресурсов приведет к сокращению
производства тех товаров, при изготовлении которых они используются и график
предложения сдвигается влево ;
б) изменение технологий производства товара. Так, при
внедрении новых прогрессивных технологий , которые обеспечивают снижение
издержек на производство продукции, график предложения сдвигается вправо, что
соответствует росту предложения;
в) изменение системы налогообложения и субсидирования
предприятия Так, при снижении налогов и росте субсидий график сдвигается
вправо, так как это содействует как увеличению возможностей, так и желания
производить данный товар;
г) изменение числа производителей (продавцов). Так
сокращение государством перечня лицензируемых видов деятельности обеспечит
сдвиг графика вправо, так как на рынке появятся новые производители
(продавцы), для которых ранее получение лицензии было весьма затруднительным ;
д) изменение цен на другие товары. В данном случае в
категорию «другие товары» попадают те, на производство либо реализацию которых
может переключиться фирма, формирующая предложение анализируемого товара. Так,
рост закупочных цен на сахарную свеклу может привести в новом сезоне к сдвигу
графика предложения картофеля влево, так как желание его выращивать снизится;
е) изменение ожиданий производителей (относительно изменения
цен на товары, будущей рентабельности производства товаров и др. Так, ожидание
повышения цены товара в будущем может привести к сдвигу графика предложения
этих товаров влево, если данный товар не относится к категории скоропортящихся
и по оценкам продавцов дополнительный доход от продажи подорожавшего товара
превысит дополнительные затраты его хранению и потери от замедления оборота.
|