Пятница, 29.03.2024
Меню сайта
Наш опрос
Помог ли наш сайт найти нужную Вам информацию???
Всего ответов: 159
Поиск по Тэгам:)
Основы экономической теории производство биржа общество наука экономика деньги предложение цены капитал развитие доход прибыль труд цена товар благо Количество бизнес риск рост бюджет собственность функции издержки продукция государство рынок Виды предприниматель деятельность организация страна гараж парковка гостевой дом сад детская площадка пляж Картография кусты деревья дороги дача забор дерево Баня кустарник живая изгородь почва природа ландшафтоведение морфологическая структура классификация масштаб ландшафт геосистема свойства Власть карта участок камень дверь ступеньки озеленения участка вынесения зона отдыха кустарники бассейн дорога вход дом огород озеленения территории условные обозначения газон экспликация беседка озеленения дачного участка цветник права закон президент раздел Верховная Рада кадастр Земля право система выборы голос украина статья Кодекс система координат отрасль предприятие 6зем ДЗК землеустройство
Статистика
Яндекс.Метрика
Главная » Файлы » Основы экономической теории » Ответы на вопросы билетов экзамена

62. Причина возникновения и сущность монополии
Скачать с сервера (13.8 Kb)  ·  29.08.2010, 11:46

Монополия :

Слово "монополия" является результатом сложения двух греческих слов: monoz ("один") и pwlew ("продаю") = и буквально означает "один продавец". Но в разговорной речи монополией часто называют исключительное право на что-либо.

Монополией называется ситуация в отрасли, при которой 1) в отрасли существует только одна фирма, 2) благо, которое она производит, не имеет близких заменителей, 3) отсутствует возможность появления в отрасли других фирм.

Такая фирма, не имеющая "соседей" по отрасли, является полным хозяином положения на рынке своего блага. Выпуск этой фирмы является выпуском всей отрасли, и предложение этой фирмы является предложением всей отрасли.

Таким образом, монополист (так называют фирму, не имеющую конкурентов) обладает уникальной возможностью выбирать, сколько будет производить ВСЯ отрасль.

Более того, единственная фирма на рынке может выбирать цену блага. Монополист не должен принимать решения в условиях заданной цены (в отличие от фирмы, действующей в условиях конкуренции). Для него задана рыночная кривая спроса на его продукцию, положение которой определяется не зависящими от него обстоятельствами (предпочтениями и доходами потребителей).

Таким образом, монополист выбирает и цену своего продукта, и объем его предложения.

 

Причины монополии:

Существует несколько возможных причин появления монополии (отрасли с единственной фирмой), в зависимости от которых монополии делят условно на естественные и искусственные.

Естественной монополией называется ситуация, когда одна большая фирма в отрасли будет производить благо с более низкими средними затратами, чем несколько небольших фирм.

Причиной такого положения может быть экономия от масштаба производства (чем больше выпуск продукта, тем ниже средние затраты на его производство). Большая фирма может обеспечивать гораздо меньшие средние затраты, чем фирма маленькая. Следовательно, цена на ее продукт может быть ниже, чем у маленькой фирмы.

Эта экономия от масштаба может объясняться особенностями технологических условий производства.

Одним из лучших примеров такой естественной монополии является транспорт. Некоторые из видов транспорта требуют существования определенных "линий" (совокупности рельсов, проводов, туннелей или еще чего-либо), по которым движутся вагоны с пассажирами или грузом. Например, метро, трамваи или троллейбусы (рис. 3.6.1). Для этих отраслей существование двух фирм, конкурирующих за одних и тех же потребителей, оказывается весьма неэффективно. Представьте себе, что в городе два троллейбусных парка конкурируют на одном и том же маршруте! Или одни и те же маршруты обслуживают сразу три метрополитена с переплетающимися тоннелями!

Сама возможность существования такой "дорогой" фирмы, как метрополитен, объясняется большим потоком пассажиров, каждый из которых платит невысокую плату, но при большом количестве пассажиров этой платы хватает на покрытие затрат. Что будет, если появятся два метрополитена и этот поток пассажиров разделится на две части? Для покрытия расходов "своего" метрополитена каждый пассажир должен будет платить почти в два раза больше.

То же самое можно сказать и про городские коммунальные службы (водопровод, канализацию, электричество, телефон, радио и=т.=д.)== экономия от масштаба производства делает выгодным существование всех этих систем в единственном экземпляре.

Но естественная монополия может быть вызвана не только техническими условиями, но и относительно небольшим объемом рыночного спроса. Представьте себе лодочника на переправе между двумя небольшими населенными пунктами, который перевозит десяток пассажиров в день, причем полученных денег едва хватает на покрытие его затрат. Зачем на этой переправе два лодочника? Или производство атомных ледоколов: если их нужно производить всего 2 или 3 в год, сколько фирм может быть в этой отрасли?

Так как причины, обусловливающую подобную монополию, не зависят от действия людей, такая монополия и называется естественной. Но монополия может возникать и исключительно благодаря усилиям отдельных действующих лиц хозяйства.

Искусственной монополией называется ситуация, при которой нет причин для естественной монополии, но в отрасли существует всего одна фирма, так как один предприниматель некоторым образом получает контроль над всей отраслью.

Причины этого могут быть финансовые = если один богатый предприниматель может (честным путем или хитростью) скупить все остальные фирмы в отрасли и превратиться в единственного производителя данного продукта.

Причиной может быть обладание уникальным ресурсом или технологией. Например, если одна фирма владеет единственным источником минеральной воды в хозяйстве, она становится единственным продавцом этого блага. Или если только одна фирма обладает знанием технологического секрета, необходимого для производства некоторого блага, а другие нет. Причины обладания таким секретом могут быть разными = фирма может сама открыть эту технологию или может купить исключительное право у ее изобретателя.

В любом случае при естественной или искусственной монополии другие фирмы в отрасли появиться не могут, и единственная фирма в отрасли является полным хозяином положения.

 


 

Категория: Ответы на вопросы билетов экзамена | Добавил: Studentka | Теги: ресурсы, стественная монополия, предложение, рынок, отрасль, благо, фирма, причины монополии, сущность монополии, монополия
Просмотров: 2599 | Загрузок: 245 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Дисциплины
Рефераты [3]
Ответы на вопросы билетов экзамена [31]
Методички [1]
Мини Чат
200
Ссылки
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz