Переход к устойчивому развитию, как правило, в первую очередь
связывается с осуществлением "разумных", но
срочно необходимых на современном этапе изменений в характере и масштабах мирового потребления
материальных благ и природных ресурсов, решением
демографических проблем человечества, а также со структурной пере- стройкой экономики, оптимизацией технологий природопользования,
внедрением в массовое сознание экологических и природоохранных идей (Медоуз и др., 1994;
и др.). Такая интерпретация устойчивого развития, вполне аргументированная,
логичная и рациональная, выражает тем не менее в своей основе западное миросозерцание, убежденность
в универсальном характере исторического процесса, веру
во всесилие человеческого разума, науки, научно-технического
прогресса. Однако бесценный и уникальный опыт западной цивилизации — это еще
далеко не весь исторический опыт человечества.
Объект исследования в данной главе — взаимодействие
природы и общества в его
исторической динамике, рассматриваемое сквозь
призму цивилизационных и куль- турных различий на земном шаре. Основные задачи
состоят в следующем: 1) показать качественные
различия между историческими этапами взаимодействия природы и общества, а
одновременно и невозможность "универсальных" периодизаций такого
взаимодействия без учета фактора географического и культурного разнообразия; 2)
проанализировать роль смены периодов относительной
социально-экологической стабильности и
нестабильности как "регуляторов" исторического процесса; 3)
проанализировать, какие уроки можно извлечь из исторического
опыта человечества в контексте перспектив реализации стратегии его устойчивого
развития.
Изучение этих вопросов требует фундаментальных и междисциплинарных
работ, груда больших научных коллективов. Много
ценнейших исследований по данному кругу проблем уже
проведено и в нашей стране, и за рубежом. Важно привлечь внимание к актуальности данной проблемы, необходимости и принципиальной
возможности ее научного исследования, а не расставить все
точки над "i".
|